Следующая новость
Предыдущая новость

Вечно юный Сюй Бэйхун

Еще в V веке нашей эры китайские теоретики искусства выдвинули «шесть законов живописи». Первый из них — передача духовной сущности явлений, то есть передача внутренней жизни предмета, его настроения и духа. Второй — искусное владение кистью, уверенное и энергичное. Великий китайский художник нашего времени Ци Байши в 90 лет мог создать свой шедевр единым движением кисти, не отрывая ее от бумаги. И только третий закон живописи говорит о верной передаче облика предмета, то есть о том, что мы привыкли называть портретным сходством.

Таким образом, высокие требования китайской национальной живописи «гохуа» к художнику — это в первую очередь требование одухотворенности, выразительности рисунка.

Но вместе с тем строгая канонизация искусства китайских живописцев, преобладание символики придали этой живописи несколько отвлеченный, а порой и просто условный характер, что, конечно, таит в себе опасность формализма и шаблона, особенно если кисть окажется в руках не мастера, а холодного ремесленника.

Мы совершили эту небольшую экскурсию в теоретические основы китайской национальной живописи, потому что без этого трудно понять и творчество Сюй Бэйхуна, и то новое, революционное, что внес художник в развитие современной китайской живописи. Сюй Бэйхун рано прикоснулся к миру китайской классической живописи. Благодаря урокам отца он хорошо усвоил сложные законы «гохуа». Но жизнь в деревне была конечно же заполнена не только занятиями живописью. Как и другие дети небогатых сельских интеллигентов, Сюй Бэйхун с ранних лет познал трудности физического труда. Но даже тогда, когда он пас буйвола на меже рисового поля или собирал хворост в роще, смотрел на прекрасный мир природы глазами художника. Зоркий глаз все замечает: цветок на лугу, яркое оперение птицы, камешки на берегу озера, похожие на капли росы.

Мы останавливаемся у одной из работ художника — «Пастушок и буйвол». Неброский деревенский пейзаж, могучий буйвол и мальчик в желто-зеленой траве с неярким цветком — возможно, тот самый, из далекого детства.

Детство Сюй Бэйхуна кончилось очень быстро. В возрасте 38 лет умер отец, и юноше пришлось взять на себя работу о матери. Он, совсем еще мальчик, занимает место учителя рисования в школе, где работал отец, а через некоторое время перебирается в Шанхай, чтобы всерьез заняться живописью. Шанхай встретил его неласково. У Бэйхуна не было средств к существованию, он был один в огромном и чужом городе. Эти мотивы потом не раз отражались в его картинах.

Ляо Цзинвэнь вспоминает о том времени:

— Каждое утро голодный выходил Бэйхун на еще подернутую утренней дымкой шанхайскую улицу. Оживленная ночная торговля с рассветом затихала, магазины погружались в глубокий сон. Только из лавчонок, где торговали утренней снедью, доносился запах готовящихся блюд, поднимались струи теплого воздуха. Соевое молоко, обжаренные в масле полоски теста, паровые пирожки с мясом, фаршированные пампушки, бульон из грудинки с лапшой — все источало соблазнительный аромат. Бэйхун крепко, словно кусочек золота, сжимал в кулаке медную монету, боясь ее потерять. Это было единственное его богатство. Ведь на эту монету ему надо прожить целый день.

Он останавливается перед харчевней, где продавались рисовые лепешки. Продавец прямо рукой укладывал на влажную белую ткань горсть вареного клейкого риса, заворачивал его и мял, придавая рису форму лепешки. За медяк можно было купить одну такую лепешку. Бэйхун покупал именно ее. Рис был вязкий, его можно было долго жевать и таким образом на одной лепешке протянуть весь день.

Скоро кончились и медяки. Но Сюй Бэйхун не отчаивался. Дело в том, что в Шанхае он нарисовал картину, на которой изобразил лошадь, и послал ее в известное в те годы издательство «Шэньмэй». Работа получила высокую оценку. Его даже сравнивали с китайским живописцем VIII века Хань Ганем, признанным мастером в изображении лошадей. Бэйхуну заказали четыре картины с изображением «красавиц» — это был сюжет, также принятый в классической живописи, и художник быстро справился с заданием, отослал картины в издательство, и теперь ему оставалось только ждать ответа.

Вскоре Сюй Бэйхун получил по почте конверт, где кроме восторженного отзыва о его работе был вложен гонорар — первый большой гонорар — 50 юаней, целое богатство. Слава о юном художнике быстро распространилась по Шанхаю. Он получил новые заказы. Состоятельные люди высшего шанхайского общества приглашали его в качестве учителя рисования для своих детей.

Работы того периода, выдержанные в строгих классических рамках, почти не сохранились. Но метущийся талант Сюй Бэйхуна уже тогда рвался из канонов классической китайской живописи. Об этом свидетельствует, к примеру, одна из его первых работ шанхайского периода, написанная еще до «лошадей», до «красавиц» и названная им «Снежный пейзаж». Маленький шанхайский переулок, темные тучи заволокли небо. Подхваченные холодным, леденящим ветром в воздухе пляшут густые хлопья снега. Ослепительно белый снег лежит на крышах домов, деревья словно покрыты тонким слоем серебра. Однако на тротуарах снег уже растаял, превратился в серые лужи. Понуро, опустив голову, запахиваясь в ветхие одежды, по тротуару бредет человек, для которого вся эта красота, кажется, не существует. И сюжет, и настроение, и сама компоновка картины никак не укладывались в строгие рамки классической живописи. От картины веяло самой жизнью, и, наверное, поэтому она была особенно дорога Бэйхуну.

С этой картиной художник долго не расставался, хотя было немало желающих ее приобрести.

По всей видимости, именно тогда Сюй Бэйхун впервые подумал о том, что искусство гораздо шире тех рамок, в которые его пытаются втиснуть каноны классической китайской живописи. У него возникло желание ближе познакомиться с европейским и классическим искусством, которое он знал лишь по книжным иллюстрациям, и он решил ехать в Европу. Бэйхун чувствовал, что «лошади» могут прочно привязать его к шанхайской мастерской, а спокойная жизнь преуспевающего учителя рисования в Шанхае свяжет по рукам и ногам. Правда, лошадям он оставался верен до конца своей жизни. Лошадь, гордое и красивое животное, рвущееся на простор, всегда была для художника символом. Не случайно, что он почти всегда рисовал ее без уздечки.

В 1953 году, уже будучи тяжелобольным, Сюй Бэйхун написал шесть картин с изображением бегущих коней и передал их в дар китайским добровольцам, сражающимся вместе с корейскими бойцами против американских оккупантов в Корее. Получив письмо с благодарностью от бойцов, Сюй был очень растроган. Это был его вклад в благородную борьбу, которую поддерживал весь китайский народ.

В музее очень много картин с изображением лошадей, написанных Сюй Бэйхуном в разные годы. И табун лошадей, и украшающий многие музеи мира скачущий конь, и картины на исторические сюжеты, где непременно присутствует боевой конь.

Вдова художника вспоминает, что Сюй Бэйхун был потрясен, когда в Британском музее увидел скульптуру скачущих боевых коней из древнегреческого храма Парфенона. Такой силой веяло от них, что они казались совсем живыми. И он почувствовал, что работа древнегреческого скульптора чем-то созвучна его мыслям. Он понял, что искусство интернационально по своей сути, что классическая китайская живопись нуждается в притоке свежих идей, которые могут обогатить ее, вывести из привычного круга классических «красавиц» и пейзажей типа «горы-воды».

Главной целью первого заграничного путешествия Сюй Бэйхуна был Париж, куда он прибыл в мае 1919 года.

Здесь он знакомится с шедеврами Лувра, часами созерцает «Джоконду» Леонардо да Винчи, посещает многочисленные выставки, в том числе и выставку работ Клода Моне и многих других художников. Бэйхун был в восторге от Эжена Делакруа, особенно ему понравилась «Резня на Хиосе».

Однако восторг сменился разочарованием: Сюй Бэйхун понял, что его собственное искусство нуждается в совершенстве. Он почувствовал, что недостаточно знает натуру, что его манера письма, быстрая и необузданная, как летящие кони на его картинах, не позволит ему работать в реалистическом жанре, что она совсем не похожа на классическую живопись.

И Сюй Бэйхун решает оставить на время работу в китайской классической манере и становится учеником европейской школы живописи. Он начинает все с азов: с изучения законов рисунка, с копирования произведений европейских мастеров.

Его первым учителем стал Фламэн, работы которого Бэйхун видел на выставке, затем он продолжает учебу в частной художественной школе, так называемой академии Жульена. Потом появились и другие учителя, заметившие необычный талант молодого китайского художника.

Вместе с Ляо Цзинвэнь мы проходим в зал, где выставлены работы Сюй Бэйхуна, созданные в тот период. Гипсы, зарисовки с натуры, сотни, тысячи набросков. Видно, как быстро и уверенно набирает Сюй Бэйхун опыт в изображении натуры, твердой становится рука. Это уже работы не ученика, а опытного мастера европейской школы живописи.

Интересны произведения, созданные Сюй Бэйхуном в живописи маслом. Им отведен целый зал. Кажется, что в этих работах нет ничего от картин Сюй Бэйхуна, написанных в стиле «гохуа». Но это только на первый взгляд. Композиция картины, сочетание красок, манера передачи настроения неуловимо напоминают нам первые работы художника.

В 1927 году Сюй Бэйхун возвращается в Китай и становится профессором Шанхайского института живописи и одновременно Нанкинского университета. Он продолжает много и упорно работать как художник.

Вобрав в себя все лучшее от европейской школы, Сюй Бэйхун возвращается к китайской классической манере, но уже по-новому. Он вводит в «гохуа» технику живописи маслом, светотень, линейную перспективу. Подобно Лу Синю в литературе, он становится основоположником нового национального стиля живописи.

Сохраняя национальные особенности живописи, смело используя приемы «гохуа», он в то же время придает своим произведениям — будь то пейзаж, портрет или изображение животного — колорит, настроение, ощущение перспективы, свойственные европейскому стилю живописи. Сюй Бэйхун как бы «переводит» картины с китайского языка на язык, понятный гражданину другой страны. И не случайно многим картинам знаменитого художника удалось перешагнуть национальные границы, стать полпредами китайской живописи в других странах и в определенной степени облегчить зрителям восприятие произведений китайской классической живописи.

Последние новости