Следующая новость
Предыдущая новость

Ислам в Китае

Ислам в Китае

Хуэйцзу на молитве в мечети

Ислам проник в Китай в начале эпохи Тан (618—907 годы) с северо-запада, через Синьцзян, и морским путём с юго-востока. Мусульманами в Китае бы­ли тогда в основном арабы и персы. В эпоху Тан китайцы поддержи­вали связи как с центральноазиатскими, так и с арабскими царствами.

В 742 году в столице Китая городе Чанъань (Сиань) была по­строена Большая Сианьская мечеть. В XIII—XIV веках в Китае правила монгольская династия Юань. Некоторые монгольские ханы, ставшие правителями Китая, исповедовали ислам и привлекали своих учителей-мусульман к управлению Китаем.

Численность последователей ислама в Китае

С этнической точки зрения ислам в Китае представлен сего­дня десятью национальностями, численность которых составляет около 18 млн человек. К ним относятся тюркские или тюрко-монгольские общины (уйгуры, казахи, татары, киргизы, узбеки, дунсян), таджики в Синьцзяне, а также мусульмане хуэй (9 млн человек). Китайские мусульмане в основном сунниты ханафитского тол­ка (только таджики являются шиитами-исмаилитами).

Согласно социологическому исследованию проведённому Национальным центром опросного исследования Школы философии Китайского народного университета в период с 2013 по 2015 году путём опроса 4382 верующих из 31 региона, ислам является самой распространенной религией среди китайской молодежи. По данным исследования, 22,4 % китайцев в возрасте до 30 лет являются мусульманами. В то время как католики составляют 22 %, а буддисты (54.6 %) и даосисты (53.8 %) преобладают среди людей старше 60 лет. Адъюнкт-профессор буддийских исследований и заместитель декана Школы философии Китайского народного университета Вей Дедонг в интервью Global Times отметил, что причина, по которой число мусульманской молодёжи среди китайцев выше, чем число буддистов и католиков заключается в том, что многие последователи ислама относятся к этническим меньшинствам, а у них женщины часто имеют по несколько детей.

Хуэй

Начиная с династии Юань, все мусульмане Китая стали называться хуэй. Это слово применялось к уйгурам, арабам, узбекам, татарам. В середине XX века словом хуэй официально стали называть только тех мусульман, кто ассимилировался в китайскую среду и говорит на китайском языке, а также их потомков от смешанных браков. Китайцы традиционно называ­ют ислам хуэй-цзяо (учение хуэй), иногда исылань (исламский) и мусылинь (мусульманский), мусульмане предпочитают термин цинъчжэнь-цзяо (чисто истинное учение).

Хуэйцы преимущество живут в Нинся-Хуэйском автоном­ном районе, а также в компактных крупных и малых поселениях таких провинций, как Ганьсу, Хэбэй, Хэнань, Цинхай, Шаньдун, Юньнань. Хуэйцы являются самым многочисленным национальным меньшинством Китая. Они говорят на китайском языке и используют китайскую письменность. В то же время хотя небольшая их часть владеет арабским и персидский языком..

Современное положение мусульман в Китае

В настоящее время мусульмане Китая испытывают трудности с отправлением культа, который происходит под контролем властей и связан со многими ограничениями. Также в Китае существует проблема мусульманского образования. Начиная с XVI века для сохранения и развития религиозного образования традиционного толка (ляоцзяо) в Китае стали открываться примечетские школы (медресе). Первое издание Корана на арабском языке вышло лишь в 1862 году, а первый перевод Корана на китайский язык вышел только в 1927 году. До этого в Китае коранические тексты распространялись в рукописном виде. Неудивительно, что во второй половине XIX века произошла целая череда восстаний мусульман против императорской власти, но все они были жестоко подавлены.

В конце 1960-х годов началась волна религиозных репрессий, продолжавшаяся до реформ Дэн Сяопина в 1978 года. В 1990-х годах наблюдается возрождение исламской общины: строятся и ремонтируются мечети, распространяется исламское знание, переводятся религиозные тексты.

В Китае около 40 тысяч мечетей. Каждая мечеть теоретически имеет свою школу, а в некоторых мечетях наряду со школами Корана есть и школы боевого искусства. Среди учеников школ в основном мальчики старше 18 лет, так как по китайским законам для изучения религии нужно быть не моложе 18 лет. В на северо-западе Китая в некоторых провинциальных школах допустимо, чтобы ученикам было 16 лет.

Отличительной чертой китайского ислама являются женские мечети, которые управляются женщинами-имамами (ахунами). Особенно много их на Центральной равнине.

С 1983 по 1987 годы в стране были открыты восемь институтов Корана (исылань цзинсюэюань), имеющих статус университетов. Они находятся в городах Куньмин, Пекин, Ланьчжоу, Синин, Шэньян, Чжэнчжоу, Иньчуань и Урумчи. После окончания института Корана, выпускники могут становиться ахунами.

В 1980 году был разрешен хадж и за 2010 год его совершили 13 тыс. китайских мусульман.

Ислам в Китае

Большая сианьская мечеть

Увеличение числа мусульманских школ, деятельность некоторых религиозных движений и другие факторы побудили власти Китая усилить контроль над религиозными течениями, создав в 2001 году Комитет по делам исламского образования. Комитет считается специальной комиссией на национальном уровне и состоит из 16 членов, 10 из которых из национальности хуэй. Он отвечает также за публикацию переводов и учебников для преподавания ислама.

После волнений в Синьцзяне получившее широкое распространение религиозное образование было в 1996 году вновь запрещено. Позже оно восстанавливалось, но уже под неусыпным контролем со стороны властей. В августе 2002 года в городах Южного Тянь-Шаня мечеть открывалась лишь во время часов молитвы, что делало невозможным любое обучение. Лишь мечеть Ид Ках в Кашгаре была открыта для осмотра туристами.

В 2002 году имаму в Синьцзяне было разрешено преподавать только одному или двум студентам, в то время как в других китайских провинциях число учащихся медресе могло быть около сотни. В Синьцзяне затруднено открытие мусульманских школ..

В 2014 году власти Китая в связи с обеспечением безопасности, после произошедших в апреле и мае того же года террористических актов (за которым по данным Синьхуа стояло уйгурское незаконное вооружённое формирование Исламское движение Восточного Туркестана) в административном центре Синьцзян-Уйгурского автономного района Урумчи и повлекших многочисленные жертвы ввели запрет для учащихся школ и студентов высших учебных заведений запрет на соблюдение поста месяца Рамадан. По данным корреспондента индийской редакции интернет-издания International Business Times Мугдха Вайяра июне 2015 года в уйгурском регионе Синьцзян на сайтах местных властей появились сообщения о запрете чиновникам-мусульманам соблюдать обязательный пост месяца Рамадан. Международный союз мусульманских ученых (IUMS) осудил запрет поста, и выступил с призывом к Организации исламского сотрудничества защитить права мусульман и предупредил власти Китая что известие в исламском мире о преследовании уйгуров способно отрицательно сказаться на экономике страны. Интернет-издание IslamNews со ссылкой на Анадолу отмечало, что обеспокоенность в связи с этим послу Китая выразило Министерство иностранных дел Турции. В свою очередь представитель Министерства иностранных дел КНР Хуа Чунин опровергло заявление МИД Турции о том, что имеет место запрет китайским мусульманам из числа этнических уйгуров исповедовать ислам и поститься в Рамадан.

В марте-апреле 2017 года после принятия Собранием народных представителей Синьцзян-Уйгурского автономного района поправок в антитеррористический закон был обнародован официально утверждённый список имён, носителям которым теперь запрещено выдавать свидетельство о рождении и регистрироваться в государственной системе социального обеспечения хукоу (получение образовательных и медицинских услуг). Под запретом оказались такие имена, как Джихад, Имам, Ислам, Коран, Мекка, Саддам, Хадж и все имена происходящие от символа полумесяца со звездой. Также признаны недопустимыми имена мусульманских учёных, которые рассматриваются, как поощрение террора и культов зла. Ранее власти Синьцзяна в целях противодействия воинствующему экстремизму запретили женщинам носить паранджу и мужчинам отращивать большие бороды (рассматривается как явный признак уйгурского сепаратиста), а также проводить религиозные бракосочетания (никах) в отсутствии духовенства утвержденного официально и представителей Коммунистической партии Китая.

Источник: Википедия

Последние новости