Следующая новость
Предыдущая новость

Аудитория - миллиард (о китайском кино и телевидении)

Реформа, проходящая в стране, отразилась и на развитии китайского кинематографа.

В кинопроизводстве КНР занято более полумиллиона человек. На 35 студиях страны выпускается ежегодно около 150 фильмов. Но дело не только в количественных показателях, свидетельствующих о бурном росте китайского кино.

Возрождаемый китайский кинематограф уже создал ряд интересных работ, получивших признание в Китае и пользующихся успехом на международных кинофестивалях, в которых китайские кинематографисты участвуют с 1979 года. Можно напомнить, что в 1983 году в Маниле главный приз завоевал китайский фильм «Давняя история в южном предместье»; через три года в Карловых Варах призером была кинолента «Добропорядочная женщина». На московских кинофестивалях последних лет были отмечены китайские фильмы «Бродяга и лебедь», «Девушка с горы Хуашань», а китайский кинофильм «Красный гаолян» произвел сенсацию на Берлинском фестивале в 1988 году.

В последние годы на экранах Китая появились фильмы, непосредственно откликнувшиеся на злобу дня: «Кровь всегда горяча», «Исполняющий обязанности мэра» и др. Особенно большой интерес вызвал в Китае последний фильм. Это лента о сегодняшнем Китае, о реформе, проводимой в стране, о сторонниках реформы, тех, кто готов пройти свой путь до конца, и силах, тормозящих движение вперед, — консерваторах, бюрократах и перестраховщиках.

Популярный актер кино и телевидения Ян Цзайбао — режиссер и исполнитель главной роли в фильме. Он играет человека, преданного делу реформы, которому временно поручили исполнять обязанности мэра небольшого города.

В фильме поднимаются нелегкие проблемы, оставленные периодом «культурной революции», с ее репрессиями, преследованиями интеллигенции. В нем показана косность тех, кто лишь внешне решил покончить со старым. Характеризуя позицию подобных людей, мои китайские собеседники подчеркивали, что сегодня в стране не так уж много людей, выступающих против реформы. В общем-то не они являются тормозом прогресса. Главную опасность представляет бюрократизм, «закоснелость сознания», как они выразились. Именно эти привычки старого образа жизни, легко всплывающие на поверхность при любом новом повороте, препятствуют поступательному движению реформы. Носители этой «закоснелости» довольно убедительно показаны в фильме.

Поднимает фильм и сложные экономические проблемы: хозрасчет, бригадный и семейный подряды, формы распределения, пришедшие на смену уравниловке недавнего прошлого.

И конечно, речь заходит о том, какими путями идти в строительстве социалистического Китая, где те, порой искусственно замаскированные, развилки на этом пути, уводящие в сторону от социализма.

Главное в фильме — вера в победу идей реформы, призыв к поиску, к творчеству.

Аудитория - миллиард (о китайском кино и телевидении)
Дождь велосипедистам не помеха (Фошан)

Следует добавить, что фильм этот вышел на экраны Китая за несколько лет до XIII Всекитайского съезда КПК, на котором некоторые идеи фильма получили полную поддержку и одобрение. Так что можно сказать, что его создатели проявили определенную смелость. Когда фильм вышел на экраны, он стал событием не только культурной, но и политической жизни страны. О нем много писала пресса, он был удостоен многих наград. Спустя несколько месяцев после выхода фильма на экраны я оказался в Шанхае. Мне конечно же захотелось увидеться с Ян Цзайбао. Он охотно согласился на эту встречу. № вот я в небольшом зале шанхайской киностудии. Вначале мне показалось, что Ян Цзайбао несколько скован и застенчив для представителя актерской профессии.

Родился в 1935 году, начал сниматься довольно рано, сразу после окончания театральной студии. Это были фильмы весьма популярные в 50-е годы: «Красное солнце», «Молодое поколение». Ян вспоминает советских педагогов, которые преподавали в те годы в шанхайской студии. Тогда впервые он узнал о системе Станиславского, о традициях советского театрального искусства. «Мы, будущие актеры, — говорит он, — учились у советских педагогов не только актерскому мастерству, но и постигали суть системы Станиславского».

Творческий процесс приостановила «культурная революция». Но она же, по всей видимости, и дала большой жизненный опыт актеру. На его долю выпали суровые испытания, которые он воплотил в своих героях. Я спрашиваю Ян Цзайбао, чем вызвано его желание активно сниматься именно в таких фильмах.

— Фильмы на острые современные темы, — говорит он, — мне близки. Как человек, как гражданин Китая, я принимаю близко к сердцу все, что происходит на моей родине. Я считаю, что являюсь современником чуда, которого не знала страна на протяжении веков. Ведь в течение столетий Китай испытывал голод и нужду даже в хорошие времена. Где-то на огромной территории Китая голодали люди и гибли от голода и холода. Теперь с этим покончено. Такова реальность сегодняшнего дня.

За короткие несколько лет в городе и деревне произошли коренные изменения. Все эти события взволновали меня. С детства я жил в деревне. Видел скитающихся людей, бездомных бродяг. Они не исчезли и после победы революции в Китае. Конечно, произошли изменения в нашей жизни. Но сейчас стране удается решать проблемы, которые раньше не решались. Новый курс партии, новые политические установки, исправление ошибок прошлого — вот та основа, на которой происходят эти изменения. И вы знаете, что меня поразило, когда я недавно побывал в своей деревне, в провинции Аньхой? Меня поразили крестьянские девушки, которые вышли на полевые работы в нарядных платьях. Да, да, вам, возможно, это покажется странным и даже смешным — китайские девушки в нарядной одежде идут на сельскохозяйственные работы. Что уж здесь такого необычного? Но для меня, который вырос в бедной деревне, где вообще не знали, что такое кожаная обувь, в этом небольшом факте скрыт огромный смысл. Когда в Китае было такое?

Посмотрите на дома крестьян, высокие, добротные. Это конкретный результат реформы. Но у нас пока очень много проблем. Китай все еще остается бедной страной, есть и бедные люди, и бедные районы. Некоторых сбивают с толку внушительные цифры, характеризующие достижения Китая. Не перевелись у нас любители этими цифрами жонглировать. Но стоит перевести эти высокие показатели на душу населения, то мы с первых мест скатываемся чуть ли не на последние. Но дело не в цифрах. У нас появились перспективы избавиться от бедности, перспективы конкретные, осязаемые, появились конкретные цели. И что может быть благороднее, чем служить этим целям. Вот почему фильмы о реформе, о борьбе за достижение результатов ее всегда привлекают меня.

Я внимательно слушаю Цзайбао и вижу, как исчезает скованность. Нет, он вовсе не вошел в очередную актерскую роль. Просто то, что он говорит, по-настоящему волнует его. Над какими ролями работает Ян? Снял ленту «Начальник группы партийной школы», поставил на хэфейской киностудии фильм «Закон — людям».

Фильмы острые, критические, и с ними было немало хлопот. Находились доброжелатели, которые предостерегали Яна Цзайбао «не лезть на рожон», не поднимать в фильмах уж слишком острых вопросов. К чему, говорили они, намекать, что плодами революции, которые мы добывали вместе, воспользовались неодинаково. Начальник получил новую квартиру, а рядовой рабочий до сих пор ютится в разрушенной хибаре. Так бывает. Но зачем все это тащить на экран?

— У нас долгие годы утверждали, что «воды большой реки должны питаться малыми ручейками», что означало государственные интересы прежде всего. Это верно. Однако нельзя, прикрываясь этой фразой, пренебрегать интересами конкретной семьи, отдельного человека. Разве не для человека, не ради его счастливой жизни, не ради процветания его семьи ведем мы борьбу за ускорение реформы. Чтобы река была широкой, нужно, чтобы и ручейки были полноводными. Я в одном из последних фильмов подверг критике теорию «большой реки и малых ручейков», как ее понимали некоторые руководители.

Поднимая подобные острые вопросы, я чувствую себя уверенно. Ведь все зависит от того, с какой позиции ты # критикуешь те или иные нездоровые, уродливые явления. Я против того, чтобы, критикуя промахи и ошибки нашей партии, нашего социалистического строя, издевались, лили помои. Я никогда на такой позиции не стоял. Критика должна быть объективной.

Последние новости