Следующая новость
Предыдущая новость

Ли Нань и секреты китайской кухни

Поначалу дела шли не очень гладко. Не успел он начать строительство, как подрядчик потребовал увеличить смету, а когда получил отказ, то покинул стройку. Однако 30 рабочих остались. И стал Ли Нань еще и прорабом. Он буквально ночевал на стройке, питался только лапшой, самым дешевым блюдом, которое ему отпускали в кредит в соседней столовой.

Но ресторан был построен в срок. Часть бывших строителей остались с Ли Нанем, став рабочими на кухне, официантами, служащими. Это были энтузиасты, с которыми Ли Нань смог довершить дело. Он наладил связи с родной деревней, откуда два раза в неделю ему доставляют свежие продукты моря. Поваров он также привез из провинции Шаньдун, оттуда же приехали и ученики, которые готовы были перенимать кулинарные традиции у стариков. Дело пошло неплохо. Ресторан стал давать прибыль.

«Дуицзюй» быстро завоевал популярность. А это было не так просто в Пекине, где более ста ресторанов разной кухни. Помогло и то, что он расположен рядом с шоссе, ведущим к пекинской знаменитости — могилам императоров династии Мин — «Шисаньлин» и Великой Китайской стене. Эти исторические места охотно посещают в любое время года многочисленные китайские и зарубежные туристы. О ресторане писали в американских, английских и западногерманских газетах. Интерес к китайской кухне вполне понятен, ведь она популярна во многих странах мира.

Наверное, в столице любого государства есть рестораны китайской кухни. Домохозяйки Лондона создают общества любителей китайской кухни; гурманы Парижа — завсегдатаи китайских ресторанчиков; докеров Сан-Франциско влекут китайские харчевни—дешево и вкусно; японские бизнесмены, чтобы расположить к себе высокого гостя, обязательно поведут его в китайский ресторан.

Есть ресторан китайской кухни и в Москве на площади Маяковского. «Пекин» был открыт в 1957 году, а спустя три десятилетия из Китая приехали строители, художники, дизайнеры — всего 70 человек, которые приняли участие в реконструкции залов ресторана. Один из художников — Цзян Гуаньцюань. Он из потомственной семьи художников, его специализация — реставрация древних памятников китайской старины. Цзян также сотрудничает в издающемся в Пекине журнале «Древнее садовое искусство».

Его рука прикасалась ко многим шедеврам китайской старины: площадь Тяньаньмэнь, храм Неба, деревянная галерея в парке Ихэюань в Пекине, древний храм Сянгосы в старинном Кайфыне. Последней работой Цзян особенно гордится. Ведь прежде чем возник проект реставрации храма, нужно было перечитать добрую сотню источников, перелистать массу старинных свитков, на долгие месяцы «закопаться» в справочники.

Выполнял он и заказы зарубежных фирм: восстанавливал памятники старины в Японии, недавно побывал в США, где в Филадельфии сооружал декоративную арку в старом китайском стиле.

Я отыскал Цзяна на строительных лесах — он переносил на стену малого банкетного зала изображение летящей феи из пещеры Дунхуан, той самой пещеры, на стенах которой обнаружены эти шедевры древнего китайского искусства. Здесь же он воссоздал знаменитую беседку из пекинского парка Бэйхай.

В соседнем зале ресторана «Пекин» работал другой художник — Ян Бэйли. Он трудился над большим панно «Площадь Тяньаньмэнь». Ян специалист в области лаковой живописи. Его картина «Стрекоза и лотос» демонстрировалась в Москве и пользовалась большим успехом. Музей искусств народов Востока приобрел его картину для постоянной экспозиции.

И Цзян Гуаньцюань, и Ян Бэйли, и другие китайские мастера работали с подъемом, самоотверженно.

«Мы хотим, — сказал Ли Цзумо, директор компании древнекитайского зодчества, которая вела работы по реставрации залов, — чтобы москвичи хоть в небольшой мере ощутили красоту нашей родины: и величие площади Тяньаньмэнь, и изящество парящих в воздухе фей, и яркое синее небо над Пекином».

Я думаю, что это им удалось. Когда несколько месяцев спустя в залы «Пекина» вошли первые посетители, они были очарованы и сочностью красок, и изяществом интерьера, и изобретательностью китайских мастеров, которые на небольшом пространстве воссоздали уголок китайской столицы с такой точностью, что, когда «Клуб путешественников» Центрального телевидения вел отсюда передачу, многие телезрители, даже бывавшие в Китае, приняли ее за прямой репортаж из Пекина, из знаменитого парка Бэйхай.

В Москве, в Сокольниках, энтузиасты китайской кухни открыли первое кооперативное кафе «Мэйхуа» («Цветок сливы»). Здесь посетителям предлагают некоторые блюда традиционной северной кухни Китая.

Ли Нань говорит мне, что давно интересуется жизнью нашей страны, видел много советских фильмов, идущих в Китае, очень любит советскую литературу, особенно Горького. Знаком он и с новинками советской литературы. Среди них книги Чингиза Айтматова, роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», стихи Евгения Евтушенко, Он внимательно следит за перестройкой в Советском Союзе. Ли Нань мечтает открыть в Москве филиал ресторана шаньдунской кухни. Он даже уже название придумал — «Шаньдунские вечера».

— Ведь вы наш ближайший сосед, страна, к которой китайцы неизменно питали самые добрые чувства, — добавляет он. Он говорит, что кухня может сыграть свою роль в достижении взаимопонимания между народами. — Врачи и литераторы, спортсмены и философы, объединившись, вносят свой вклад в дружбу и взаимопонимание между народами. Почему бы людям, пожалуй, самой мирной профессии — поварам — не принять в этом участие? Кухня — такой же посол мира, как и спорт.

Последние новости