Следующая новость
Предыдущая новость

По старому и новому Пекину (Китай глазами советских журналистов)

31.07.2017 4:07

Еще совсем недавно бойкие на язык журналисты называли Китай «велосипедной империей». Быстрая урбанизация страны, увеличение на улицах китайских городов количества автомобилей собственного производства и импортных легковых и грузовых опровергли это хлесткое выражение. Автомобиль начал теснить велосипед.

Как заявил один из руководителей китайской автомобильной промышленности Цзай Шиин, к 1990 году китайская автомобильная промышленность втрое увеличит выпуск автомобилей. В Пекине, Нанкине, Харбине, Тяньцзине уже началось строительство автомобильных заводов.

Причем приоритет будет отдан выпуску мини-грузовиков, столь необходимых для развивающейся китайской экономики. Потребность в таком транспорте, по прогнозам, составит в 1990 году 400 тысяч автомобилей в год.

Несчастные случаи, «пробки» на дорогах, недисциплинированность пешеходов — все эти теневые стороны урбанизации коснулись и Пекина.

— Что предпринимают городские власти и полиция города?

Фан Лимин показывает рукой вверх на огромный, почти 10-метровый агитационный щит, вывешенный напротив его «рабочего места» — высокой тумбы, с которой он руководит движением. На щите изображена картина, которая должна заставить содрогнуться нарушителей дорожного движения: разбитая машина, велосипедист под ее колесами, кровавая лужа на асфальте.

— Наглядная агитация, — говорит он.

Пропаганда безопасности движения в Пекине действительно на высоте. То и дело на пекинских улицах мы встречали плакаты, разъясняющие правила дорожного движения, призывающие к порядку на улице. Как правило, это легко запоминаемые рифмованные призывы-считалки: «С радостью идем на работу с тобой, в полной безопасности вернемся домой»; «Безопасное движенье — это счастье, без сомненья» и т. п.

Выведенные яркими, удачно подобранными иероглифами, они хоть и вызывают улыбки у пекинцев, но настраивают их на серьезный лад. Так считает регулировщик движения Фан Лимин.

Не только обилие транспорта, но и многочисленные отели, административные здания, построенные и строящиеся на уже отгороженных щитами пустырях, неузнаваемо меняют облик Пекина. С высоты административных гигантов башни и пагоды древнего императорского города, зажатые бетонными громадами, кажутся меньше, незаметнее.

Если несколько лет назад в китайской столице было не больше десятка отелей, то теперь их более полусотни. Гостиничный бум вознес над Пекином сверкающие островки западной цивилизации — с вращающимися конструкциями наверху, прозрачными шахтами лифтов, ковровыми покрытиями из Новой Зеландии, мебелью для холлов из Франции, люстрами из Италии, электрооборудованием из Японии, штатом сотрудников и управляющих, также приглашенных из-за рубежа, и местным персоналом, объясняющимся по-английски. Правда, цены в этих отелях даже не всякому иностранцу по карману. А уж рядовому пекинцу пришлось бы работать полгода, чтобы прожить здесь всего один день.

До последнего времени самым высоким зданием Пекина был отель «Великая стена», возведенный при помощи американцев. «Это сооружение из сверкающего стекла включает в себя тысячу с лишним номеров и апартаментов, 12 холлов, девять ресторанов с кухней на любой вкус, бассейны, теннисные корты, бильярдные, сауны, дансинги, бары», — гласит реклама на китайском и английском языках. К этому высокому зданию примыкают традиционный китайский сад с двумя беседками, большое искусственное озеро и макет Великой Китайской стены.

Свой рекорд отель «Великая стена» держал недолго, всего год. Сегодня самое высокое здание Пекина — телецентр, построенный неподалеку.

Однако к концу 1988 года строительный бум в Пекине приутих. Законсервировано или прекращено строительство крупных объектов городского строительства, в том числе отелей, резиденций для почетных гостей и тому подобных сооружений. Пересматривается и план строительства производственных зданий в Пекине.

Еще один Пекин — Пекин старых глинобитных переулков, разбегающихся от центра города в направлении всех четырех сторон света. Таких небольших улочек с одноэтажными домами в Пекине больше тысячи, а старожилы утверждают, что и того больше, «столько, сколько перьев у пекинской утки». Во всяком случае, большинство пекинцев живет в этих старых кварталах. Тихие переулочки с экзотическими названиями: «Золотая рыбка», «Летящее копье» и тому подобное — мало изменились за последнее столетие.

Именно здесь, в этих переулках, родились первые «свободные рынки», которые выплеснулись на все главные улицы китайской столицы и являются сегодня неотъемлемой частью пекинского быта.

Китайская торговля начинается с рекламы. Поговорка «хороший товар в рекламе не нуждается» к Китаю явно не относится. Каждый вечер на экранах телевидения, по всем четырем программам, время от времени передачи прерываются и идет реклама товаров. Рекламируются станки и шампуни, грузовики и напитки, часы и одежда. Одна из самых популярных эстрадных телепередач, во время которой улицы города заметно пустеют, построена на... рекламе новых товаров.

Расположенная в центре китайской столицы торговая улица Ванфуцзин — тоже достопримечательность Пекина. Ее знают далеко за пределами Китая. Здесь можно встретить людей разных возрастов, профессий, явно городских и приехавших из деревни, штатских и военных. Много на улице и иностранных туристов.

Всех их объединяет одно — на этой улице они становятся покупателями.

Китайский покупатель — это явление самобытное. Он прекрасно разбирается в конъюнктуре рынка, в ценах, в качестве товара. «Страсть к торговле у нас в крови», — шутят пекинцы.

На Ванфуцзине к профессии продавца относятся с не меньшим пылом, чем к футболу, звездам эстрады, актерам.

В самом центре торговой улицы, напротив универмага, стоит бронзовый памятник на постаменте из темного мрамора. На постаменте надпись: «Чжану Бингую за честную многолетнюю работу, за то, что был «образцовым продавцом».

Наверное, данный памятник торговому работнику — единственный в мире. Это лучшее доказательство того, какое значение придают в Китае торговле.

Реформа вторглась и в эту сферу. В торговле возникли новые формы обслуживания покупателей, которые активно используются государственной и частной торговлей. В этой отрасли широко применяется и подряд, и аренда, и акционерная система.

Старейший и крупнейший универмаг на Ванфуцзине «Дунаньшичан» создал первую в Китае торговую акционерную компанию, куда на правах пайщиков входят магазины и предприятия торговли, рестораны и гостиницы, заводы по переработке сельскохозяйственного сырья и увеселительные заведения.

Руководит этим огромным хозяйством генеральный директор Юй Жун.

Он мне рассказывает:

— Существует наш универмаг с 1903 года. Разное было в его истории: взлеты и падения. Сейчас мы переживаем период расцвета. Сумма реализации товаров выросла за последние годы на 85 процентов и достигла 400 миллионов юаней. В акционерную компанию вошло вместе со своими капиталами 24 предприятия. Филиалы нашего универмага расположены во многих провинциях Китая. Открываем филиалы и за рубежом. Я только что вернулся из Сингапура, где скоро откроется сингапурский «Дунаньшичан». Уже есть филиалы в Австралии и ГДР. Завязываются первые контакты и с Советским Союзом. Приезжали к нам гости из Минска и Москвы, знакомились с нашим опытом, вели переговоры о сотрудничестве.

Есть чему поучиться у пекинского торгового треста. Предприятия, которые в него входят, готовят продукцию по заказу магазина, которая реализуется немедленно, так как ее уже ждут покупатели. Взять хотя бы конфетные ряды, где любой самый капризный покупатель найдет товар по душе. И не случайно именно сюда идут пекинцы за сладким товаром. Кстати, знаменитый продавец, памятник которому установлен на Ванфуцзине, торговал именно конфетами.

«Дунаньшичан», где сосредоточены торговля, общественное питание и развлечения, никого не оставляет без внимания. Покупатель, обойдя многочисленные прилавки с товарами, неизбежно становится посетителем ресторана, а пришедший в театр пекинской оперы, расположенный тут же, зритель становится или покупателем, или гостем одного из предприятий общественного питания, которое входит в компанию.

Здесь хорошо поставлена и профессиональная учеба: продавцы вежливы, квалифицированны, терпеливы.

Генеральному директору Юй Жуну инициативы не занимать. И опыта тоже. Он всю жизнь посвятил торговому делу. Он обращается к нам с таким предложением:

— Я считаю, что у нас есть хорошие перспективы в торговле с Советским Союзом. Мы с вами где-то в одинаковом положении. С валютой у нас туговато. Так давайте проявим гибкость и будем заниматься товарообменом: менять товар на товар без всякой валюты. Я знаю, что в Советском Союзе с удовольствием будут приобретать продукцию нашей легкой промышленности. Мы можем производить ее в соответствии со вкусом советских покупателей. А у нас, как показывает опыт, пойдут на «ура» холодильники «Минск», пианино, спрос на которые возрос в Китае, многие другие товары.

И еще я хочу сказать с полной искренностью, что у нас, конечно, есть возможности торговать со многими странами, но я очень ценю сотрудничество с вашей страной и мечтаю о том времени, когда мы сможем развернуть торговлю.

Юй Жун провел нас по торговым залам универмага. Видимо, генеральный директор решил «показать товар лицом». Мы увидели удобные, недорогие, с национальными рисунками термосы, технические новинки — термосы, куда можно наливать горячую воду, не открывая крышки; косметику, изделия легкой промышленности, бытовую электронику.

У отдела бытовой техники столпотворение. Покупают вентиляторы. Моделей много, но спрашивают только шанхайской марки. Один из счастливых обладателей вентилятора разъясняет, что «если хотите купить хороший вентилятор, то нужно остановиться на продукции Шанхайского завода бытовых приборов». Что и говорить, рыночную конъюнктуру покупатели знают хорошо.

Здесь в магазине покупатель юанем голосует за качество товара. А вопросы качества стоят сейчас в Китае остро. В магазине масса велосипедов, часов разных марок, но раскупают их не очень активно. Качество подводит. И не случайно в китайской печати появляется много статей, в которых ставятся эти вопросы.

Рядом ткани и одежда. Талоны на ткани отменены, и без всяких ограничений можно приобрести самые различные товары. Что касается одежды, то осенью в Пекине, к примеру, были модны женские жакеты светлых тонов в темную клетку. Еще вчера они рекламировались в газетах и по телевидению, а сегодня их уже активно раскупают пекинские модницы.

Торговля такими предметами носит сезонный характер, и поэтому товары не залеживаются. Ну а что не успели продать, отложат до лета. И не будут маячить на прилавках, когда холодный осенний ветер в Пекине уже гонит листву по улицам, солнцезащитные очки, летние куртки-ветровки и тапочки для купания.

Особо следует сказать о частном секторе торговли, который находится тут же. Его время начинается приблизительно в шесть часов вечера, когда государственный универмаг закроется. Здесь, если можно так выразиться, царство ультрамодных товаров. Частный рынок реагирует на моды более активно. Тут и джинсы всех расцветок, и игрушки из Гонконга, и какие-то немыслимые одежды с надписями на всех языках мира.

Сюда приходят туристы из разных стран, а также приехавшие в Китай погостить к родственникам. Это китайцы иностранного происхождения — хуацяо. Пекинцев мало. Во-первых, дорого, во-вторых, еще непривычно.

Сегодня значительная часть небольших государственных предприятий розничной торговли уже передана в руки кооперативов или отдельных лиц. Открываются частные магазины и со значительным объемом товарооборота. Пекинские городские власти планируют в будущем повысить роль частной торговли и предпринимательства в экономической жизни столицы. Существует положение, согласно которому «все дома пекинцев, проживающих вблизи деловых районов, будут превращены в мелкие лавки или другие пункты обслуживания населения. В случае отказа жильцов или хозяев этих домов переселиться или превратить занимаемые ими помещения в лавки или, например, в прачечные, ремонтные мастерские и т. п., им придется платить повышенный налог за занимаемый земельный участок».

Последние новости