Следующая новость
Предыдущая новость

Шанхай - самый некитайский из всех китайских городов

28.05.2017 16:43

«Мы хотели бы, чтобы после нас никому не пришлось заново восстанавливать этот памятник», — сказал один из авторов проекта возрожденного памятника шанхайский скульптор Ци Цзычунь.

Пушкин мечтал побывать в Китае, куда его влекли рассказы его друга и современника Н. Я. Бичурина, прекрасно знавшего эту страну.

Поедем, я готов; куда бы вы, друзья,
Куда б ни вздумали, готов за вами я
Повсюду следовать, надменной убегая:
К подножию ль стены далекого Китая…

У памятника поэту шанхайская жительница Ван Синь читает пушкинские строки. Познакомился я с ней еще в Москве, где она была на стажировке в одном из московских вузов, совершенствуя знания русского языка. Ван Синь приняла участие в одной из телевизионных программ Центрального телевидения, где рассказала советским телезрителям о секретах приготовления некоторых блюд китайской кухни. Готовясь к передаче, мы договорились с ней встретиться у памятника Пушкину в Москве. И вот теперь встреча в Шанхае, тоже у памятника поэту.

Ван Синь влюблена в поэзию Пушкина. Она вдохновенно читает его стихи по-русски и по-китайски, и вскоре у памятника вырастает толпа людей, внимающая этому импровизированному концерту. Раздаются аплодисменты...

А я вспоминаю другую толпу: настороженную, недоброжелательную. Я приехал в Шанхай в первые годы «культурной революции» и по сложившейся у советских людей традиции хотел положить цветы к подножию памятника. Но увидел лишь поваленный пьедестал. Памятника не было. Это были тяжелые для Шанхая дни.

По вечерам город погружался в полумрак, потому что окна многих домов, вплоть до верхних этажей, были заклеены листовками — дацзыбао. Движение в многомиллионном городе было парализовано, а улицы превратились в бурлящие людские потоки, где враждующие группировки выясняли между собой отношения. Но я помню и спокойные, уверенные лица шанхайских рабочих, смыкавших ряды перед зданиями общественных организаций, решительно встававших перед проходными своих заводов, чтобы порой даже ценой собственной жизни спасти от бесчинствующих толп то, что можно было спасти.

Амплитуда маятника экстремистских экспериментов была здесь наиболее размашистой: от широковещательных объявлений о создании «Шанхайской коммуны», которая своей «революционностью» должна была затмить Парижскую коммуну, до разгрома горкома партии и редакций партийных газет. Отсюда был произведен первый залп, открывавший «культурную революцию». Это была статья одного из участников экстремистской группировки, названной позже «бандой четырех», шанхайского литератора Яо Вэньюаня, зовущая Китай к бунту. Другой участник «четверки», Ван Хунвэнь, как свидетельствуют материалы судебного процесса над «бандой», создал в Шанхае подпольный штаб и готовил вооруженные отряды ополченцев для захвата власти в стране после смерти Мао Цзэдуна. Именно здесь, в Шанхае, громче, чем где-либо, сотрясало воздух слово «хунвэйбины», заставившее содрогнуться всю страну.

Эти мрачные времена ушли в прошлое. И, глядя на улыбающихся шанхайцев, аплодирующих Ван Синь, я уверен, что навсегда.

Шанхай и шанхайцы не мыслят своей жизни без рекордов. Эта традиция, вероятно, восходит к тем далеким временам, когда в помещении отеля «Дунфэн» был построен бар, стойка которого долгое время считалась самой длинной в мире.

Шанхай - самый некитайский из всех китайских городов
Пешеходные мостики в Шанхае

К Шанхаю применительно слово «самый». Это самый перенаселенный город страны. В Большом Шанхае проживает 12 миллионов человек. Народу на торговых улицах в часы «пик» столько, что, для того чтобы попасть в нужный магазин, покупателю приходится, как шоферу в потоке машин, «перестраиваться», дабы толпа не пронесла его мимо. Чтобы разделить потоки пешеходов, в Шанхае стали делать дополнительные тротуары и переходы на уровне вторых этажей зданий. Отсюда через окна, превратившиеся в двери, можно попасть прямо в магазин или другие заведения сферы обслуживания. Эти сооружения называются «небесными мостиками». Говорят, что их придумал заместитель мэра города, инженер, учившийся в одном из советских вузов и защитивший в Москве кандидатскую диссертацию, товарищ Лю Чженьюань. Лю не отрицал своего авторства в этом действительно остроумном решении одной из городских проблем.

— Подобных проблем в Шанхае много, — рассказывает Лю Чженьюань,— и мы привлекаем часть средств горожан для их решения. Мы взяли под контроль решение экологических проблем: загрязнение окружающей среды, промышленные отходы, сточные воды. Строим сейчас очень много. Совсем недавно для улучшения снабжения населения питьевой водой построили в верховьях реки Вампу очистные сооружения. Претворение в жизнь этих проектов требует больших затрат. До проведения реформы в городе просто не было таких средств. На каждого жителя Шанхая приходится менее 5 квадратных метров жилплощади, а в наиболее заселенных кварталах и менее 2 метров. Чтобы решить жилищную проблему, потребуются долгие годы. Поэтому кроме государственного строительства жилья в самом городе, объем которого в 7-й пятилетке составит 24 миллиона квадратных метров, планируется создать еще два города-спутника. Строительство городов-спутников началось еще в 50-е годы, и к настоящему времени вокруг Шанхая возникло 12 таких городов, где предприятия соседствуют с жильем, отвлекая, от Большого Шанхая не только людские, но и промышленные ресурсы. Здесь работают первый в Китае завод фотоаппаратуры, крупнейший вычислительный центр. Многие города-спутники несут на себе печать производства, которое там развивается. Есть городок текстильщиц Сунцзян и «автоград» Аньцин; в Усуне живут и работают металлурги; в районах Уцян и Гаоцяо трудятся химики, а Цаохэцзин известен как поселок электроники. Планируется также внедрить систему частного домовладения. Двухкомнатная квартира в Шанхае стоит около 18 тысяч юаней — зарплата рабочего за 25 лет. Но государство предоставляет различные льготы.

В отделениях Шанхайского банка каждый горожанин может открыть «жилищный» счет с ежемесячным вкладом не менее 30 юаней. Через несколько лет банк предоставляет вкладчику заем в 2 раза больший, чем его сбережения. Существуют и другие формы кооперативного жилищного строительства. Организуются и «жилищные лотереи». В банках для этой цели открыты специальные счета, и люди могут вносить деньги в надежде выиграть квартиру. Шанхайские власти ежегодно строят около 4,5 миллиона квадратных метров жилья, что, безусловно, уменьшило бремя в решении жилищной проблемы города.

Я был в одном из новых районов на окраине Шанхая. Всего пять лет назад на этом месте был пустырь, а сегодня в просторных светлых домах проживает около 130 тысяч шанхайцев. Когда-то тесные окраины больших городов называли «шанхаями», что было синонимом неустроенности и бедности. Шанхайский район Цюй Ян опровергает это сложившееся мнение. Широкие улицы нового района засажены деревьями, повсюду цветы. Прямо на улице жители развернули выставки детских рисунков. Горожане из Большого Шанхая приезжают сюда на автобусах просто погулять, как в парк.

В Шанхае самый перегруженный в стране автотранспорт. Специалисты транспортных учреждений подсчитали, что в часы «пик» на каждом квадратном метре пространства в городском транспорте размещается 11 человек! В городе одновременно находится в движении 4,5 миллиона велосипедистов и 172 тысячи автомобилей. Когда-то считалось, что человеку, который может благополучно проехать на автомобиле из конца в конец бесконечную шанхайскую улицу Нанкинлу, можно смело выдавать водительские права без всяких экзаменов. Ему уже не страшны будут путешествия по магистралям Лондона и Парижа, Нью-Йорка и Калькутты.

Наверное, время внесло коррективы в эту истину, но ловкость, с какой шанхайские водители лавируют в узких шанхайских улицах, не может не удивить даже привыкших к разным неожиданностям пешеходов. И не случайно на самых оживленных шанхайских перекрестках рядом с полицейским, регулирующим движение, возникает ставшая уже привычной фигура добровольного помощника из числа шанхайских пенсионеров с повязкой на руке, означающей, что он имеет право дополнительно регулировать дорожное движение, обеспечивая безопасность пешеходов. Шанхайцы, говорит заместитель мэра, возлагают большие надежды на метро, строительство которого уже началось. Первая очередь будет иметь протяженность 13,5 километра.

Шанхай, должно быть, и самый шумный город в мире. Из-за какофонии велосипедных и автомобильных сигналов, гудков, издаваемых катерами и баржами в тумане, людям, разговаривающим на набережной, приходится кричать, иначе тебя не услышит собеседник. В этом я сам убеждался не раз. Об этом же свидетельствуют и электронные табло на улицах Шанхая, показывающие, что уровень шума не менее 65 децибелов. Но есть в Шанхае и очень «тихое» место, которое опровергает мнение об этом городе как о «самом некитайском из всех китайских городов». Это расположенный в самом сердце многомиллионного гиганта парк «Ююань» — «Сад радости» — изящная жемчужина среди современных шанхайских улиц, уголок старого Китая, который может поспорить с лучшими пекинскими памятниками старины.

Шанхай - самый некитайский из всех китайских городов
Парк Ююань в Шанхае

«Ююань» был построен более 400 лет назад чиновником Пань. Почтительный сын семьи Пань воздвиг этот парк и дворцовые сооружения для своих родителей, которые были слишком стары, чтобы поехать в Пекин и полюбоваться на императорские дворцы. Так возникла в сердце Шанхая копия императорского дворца со всеми особенностями дворцовой архитектуры того времени.

Последние новости