Следующая новость
Предыдущая новость

Шанхай - самый некитайский из всех китайских городов

28.05.2017 16:43

В саду есть даже изображение дракона, хотя символ этот, как известно, разрешалось использовать только членам императорской семьи. Строители ловко обошли запрет. Они сделали драконов, в отличие от их классических собратьев, не пяти-, а четырехпалыми. После этого «неполноценные» драконы потеряли статус императорских и благополучно дожили до наших времен. Сегодня это излюбленное место отдыха шанхайцев, а чайный павильон, исполненный в старинном стиле, расположенный посредине небольшого озера и соединенный с берегом мостиком «с девятью изгибами», стал таким же символом Шанхая, как знаменитая шанхайская набережная.

Но прежде всего Шанхай — самый крупный промышленный и торговый город Китая, входящий в число трех крупнейших городов мира. На его долю приходится шестая часть национального дохода страны, четвертая часть всей внешней торговли и треть портовых грузов, обрабатываемых в Китае. В Шанхае в настоящее время 3 миллиона квалифицированных рабочих, 100 тысяч инженеров и техников, 200 тысяч служащих, работающих на восьми с лишним тысячах промышленных предприятий, в 50 вузах обучается почти 100 тысяч студентов.

Это огромный потенциал, на который возлагает большие надежды вся страна. И шанхайцы стремятся эти надежды оправдать. Так было в годы первых китайских пятилеток, так ставится вопрос сейчас. Выступая на сессии Всекитайского собрания народных представителей, тогдашний мэр Шанхая Цзян Цзэминь (будущий Генеральный секретарь ЦК КПК) выдвинул программу экономического развития Шанхая на последующие годы.

В общих чертах программа эта выглядит так:

«Всемерно развить производство продуктов питания и напитков, диетических продуктов, пошив готового платья, предназначенных на экспорт; увеличить выпуск цветных телевизоров, холодильников, стиральных машин, кондиционеров и других бытовых электроприборов». Можно отметить, что в этих видах товаров Шанхай традиционно является «законодателем мод» для всего Китая.

В области машиностроения планируется «увеличить производство легковых машин и тяжелых грузовиков, улучшить производство станков и развить отрасли судостроения и приборостроения».

Шанхай будет активно развивать и новые отрасли промышленности, такие, как микроэлектроника, оптиковолоконная связь, лазерная техника, биоинженерия, морская инженерия, роботостроение и т. д. Уже сегодня Шанхай гордится тем, что в городе работает 200 научно-исследовательских учреждений. В лабораториях был искусственно синтезирован инсулин, создан крупнейший в мире электронный микроскоп. Шанхайские врачи проводят уникальные операции по приживлению отсеченных конечностей, а шанхайские инженеры изготовили паротурбинный электрогенератор с двойным водяным охлаждением мощностью 300 тысяч кВт.

Необходимые предпосылки, для того чтобы приступить к реализации широкой программы развития науки и техники в Шанхае, имеются. В результате проводимой в городе реформы шанхайцы выполнили задания 6-го пятилетнего плана: валовая продукция промышленности и сельского хозяйства увеличилась на 7,2 процента, оживилась торговля, повысилось благосостояние некоторых категорий трудящихся. В большой степени этому способствовало проведение реформы в системе управления промышленными предприятиями, повысившей заинтересованность рабочих в конечных итогах труда, введение персональной ответственности руководителей предприятий.

В ходе работы XIII Всекитайского съезда КПК шанхайские делегаты провели обсуждение проблем города. «Если в прошлом экономика Шанхая полностью подчинялась директивному планированию,— сказал на этом обсуждении шанхаец Цяо Ши, член Политбюро ЦК КПК,— то ныне она перешла на рельсы планового социалистического товарного хозяйства. А это требует изменения не только в методах практической работы, но и во взглядах».

Однако шанхайцы считают, что, несмотря на все их достижения, экономика Шанхая развивается медленно; мало ассигнований выделяется на просвещение; некоторые проекты, связанные с перспективами развития Шанхая, уже устарели.

Мэр города Цзянь Цзэминь, также делегат съезда, считает, что политика расширения связей с внешним миром имеет для Шанхая особое значение. Он так сформулировал четыре основных принципа этой политики: нужно понимать друг друга, доверять друг другу, нужна взаимная выгода, вместе необходимо думать о будущем.

А вот мнение моего собеседника — заместителя мэра Лю Чженьюаня: «Политика расширения связей с внешним миром оказывает влияние на все сферы нашей деятельности. Затратив около миллиарда долларов, мы ввезли в город передовую технологию из-за рубежа. В результате на один конвертируемый юань закупленной техники получаем валовой продукции на 4—5 юаней. Повысилась конкурентная способность шанхайской продукции на международных рынках.

На сегодняшний день сумма иностранных инвестиций составила 1 миллиард 800 миллионов долларов. В Шанхае создано 270 предприятий, основанных на китайском и иностранном капитале. Судя по предприятиям, уже вступившим в строй (а их более ста), большинство из них — прибыльные».

Результаты провозглашенной политики расширения связей с зарубежными странами, которая является неотъемлемой частью реформы, отчетливо видны в этом гигантском городе. И дело не в чисто внешних проявлениях: английский язык все чаще и чаще звучит в уличной толпе под аккомпанемент модных шлягеров, несущихся из магазинов, многочисленные рекламы зарубежных фирм, выплеснувшиеся на улицы Шанхая. Иностранный капитал все активнее участвует в экономической жизни города. Группа американских бизнесменов подписала с китайской стороной контракт на сумму 170 миллионов долларов. В самом центре Шанхая, на улице Нанкинлу, возникнет современный жилой район. Многомиллионная сделка заключена между китайской и американской сторонами в сфере авиационной промышленности. Американская фирма «Дженерал электрик» поставит газотурбинные двигатели для китайских эсминцев, строящихся на шанхайских верфях. Соглашение между западногерманской фирмой «Фольксваген» и китайской автомобильной фирмой «Шанхай» предусматривает производство к 1990 году 100 тысяч легковых автомобилей в год. А пока со сборочных линий завода «Шанхай — Фольксваген компани» ежегодно сходит 10 тысяч автомобилей. И если раньше детали для машин полностью привозились из ФРГ, то сегодня уже 30 процентов производится китайскими предприятиями.

Под Шанхаем с помощью японских и западногерманских фирм построен Баошаньский металлургический комбинат. Его первая очередь вступила в строй в сентябре 1985 года. В настоящее время здесь ежесуточно выпускается 7 тысяч тонн чугуна, 5 тысяч тонн стального литья, 5 тысяч тонн проката. Расчетная мощность комбината — 3 миллиона тонн стали в год. Однако в соответствии с японским проектом комбинат может работать только на привозной руде: австралийской или бразильской. Что это? Просчет проектировщиков или за этим стоят более глубокие причины? Во всяком случае, по поводу строительства Баошаньского комбината споров было немало.

Еще в 1980 году депутаты сессии ВСНП подвергли резкой критике тогдашнего министра металлургической промышленности Китая Тан Кэ, ответственного за строительство Баошаньского комбината. Депутаты говорили и о чрезмерной дороговизне японского проекта (он в 3 раза превышает суммарные капиталовложения в 156 объектов 1-й пятилетки), и о том, что в районе Шанхая нет основ для его строительства: месторождения железной руды, глубоководной гавани, угольного месторождения и промышленного источника воды. Проходящая в стране реформа, решая одни проблемы, порождает новые, которые в свою очередь требуют новых подходов. И рожденный в муках реформы Баошань не является исключением. Возможно, если бы сегодня встал вопрос о «городе стали» под Шанхаем, пути его решения были бы иными.

Многое меняется и в жизни, и во взглядах шанхайцев. Меньше становится людей, находящихся в плену старых, левацких представлений.

«Люди уже не верят, что «бедность — это социализм», что «общий котел — величайшее благо»,— пишут шанхайские газеты. Но с другой стороны, нарастают и другие тенденции, о чем тоже пишут газеты. Так, шанхайская «Вэньхуэйбао» подчеркивает: «Проникновение в сознание человека разлагающего влияния капитализма и капиталистического образа жизни, игнорирование интересов государства и коллектива, отрава вредных поветрий и всяческих извращений создают угрозу дальнейшему развитию социалистической духовной цивилизации. Открывая двери для внешнего мира, трудно избежать того, чтобы в окно не влетели комары и мухи».

Однако, судя по размаху некоторых «негативных явлений», эти капиталистические «мухи» начинают серьезно досаждать обществу. Тем более что порой «мухи» эти встречают очень удобную среду для выживания. В ходе осуществляемой в Китае реформы, вызванной необходимостью покончить с тяжелым наследием «мрачных десятилетий», оживают проблемы, оставленные этим прошлым. Это вопросы экономические, которые сразу не решить, и груз не менее запутанных феодальных пережитков, и просчеты в политическом воспитании отдельных категорий трудящихся, в частности молодежи, и все еще дающие себя знать левацкие замашки времен «культурной революции».

Последние новости