Технологии не стоят на месте, каждый год внедряются новые возможности оплаты услуг. О главных тенденциях в сфере безналичных платежей, новых технологиях и прогнозах на будущее порталу TRN рассказал директор департамента продуктов и решений сервиса «ПРИМИ КАРТУ!» компании INPAS Алексей Лаврухин.
TRN: Алексей, расскажите, пожалуйста, о последних тенденциях в сфере безналичных платежей.
Алексей Лаврухин (А.Л.): Я считаю, что в ближайшие 3–5 лет доля пластика сильно сократится в пользу других носителей карт — телефон, кольцо, брелок, браслет, может даже и чип в руку, но по функциональности это будет та же банковская карта. Таким образом, вопрос — вытеснит ли цифровая карту пластиковую. На мой взгляд, да: технология NFC становится дешевле, а пластик устаревает. В будущем, скорее всего, можно будет выбрать в приложении в своем смартфоне платежную систему, а она выпустит токенезированную карту, которую загружаешь в телефоне в SamsungPay, ApplePаy или AndoidPay и привязываешь к своему банковскому счету.
Говоря о сегодняшних трендах, нужно разделять виды оплаты и виды подтверждения платежей. Новые виды оплаты — это QR-коды, с помощью которых проще оплачивать фиксированные платежи: вендинг, проезд и так далее.
Все популярнее становится оплата смартфонами. Это не мобильные платежи, а те же карты, только в цифровом виде, без пластика. Сейчас в лидерах две системы ApplePay и SamsungPay, так как AndoidPay был запущен намного позже. Из доклада МПС следует, что наиболее распространенные платежи SamsungPay, но средний чек выше у пользователей ApplePay. Также у Samsung есть преимущество — это функция MST, которая позволяет использовать телефон при оплате не только на терминалах оборудованных NFC, но и на старых, где нет бесконтактного считывателя. Так, функция MST позволяет задействовать считыватель магнитных карт. В России технология не очень актуальна, так как практически 100% парка POS-терминалов с NFC, а вот в Европе и Америке это очень полезная функция.
Ну и, наконец, два года назад на MWC Visa и MasterCard презентовали технологию подтверждения платежа с помощью селфи. Сейчас это больше развлечение, но когда-то и сканер отпечатка пальца на телефонах было чем-то новым.
TRN: В скором времени туристические агентства перейдут на онлайн-кассы. Расскажите о связи онлайн-касс и эквайринга.
А.Л.: Онлайн-кассы — это обычные кассы и кассовые системы с той лишь разницей, что в них есть техническая возможность в онлайн-режиме передавать информацию о продажах в Федеральную налоговую службу (ФНС). Так, связь между онлайн-кассами и эквайрингом абсолютно такая же, как и в классическом случае «касса — POS-терминал».
С помощью специального драйвера к кассе подсоединяется банковский терминал, и при оплате банковской картой касса передает сумму на терминал, а тот, в свою очередь, считывает карту, запрашивает хост банка и, получив ответ, дает обратную связь кассе об успешности или неуспешности платежа. После этого касса закрывает фискальный чек и передает информацию в ФНС.
Также сейчас на рынке появляются интегрированные решения, когда касса и банковский терминал представлены в одном корпусе. Например, наше решение E500 в сервисе «ПРИМИ КАРТУ!» — это интегрированный планшет с банковской частью, и в этом же корпусе находится фискальный блок, который как раз и отвечает за онлайн-фискализацию. На планшет устанавливается кассовая программа для товароучета и продажи услуг или товаров.
TRN: Что, на ваш взгляд, будет востребовано турфирмами и их клиентами в ближайшем будущем, — какие виды или инструменты безналичной оплаты?
А.Л.: На мой взгляд, продажа туристических услуг ничем не отличается от продажи других услуг или товаров. Единственное отличие — это довольно высокая стоимость услуг, при этом, если я правильно понимаю, возможна частичная оплата. Здесь необходимо выбрать кассовую программу, которая может учитывать предоплату и частичную оплату услуги.
Также нужно учитывать, что не всегда люди оплачивают крупную покупку только одним видом оплаты. Возможно, часть суммы будет оплачена наличными, а другая часть — картой. Данный нюанс тоже стоит учитывать при выборе кассовой программы.
И еще я бы обратил внимание туристических компаний, которые ориентированы на внутренний рынок, на платежи с помощью QR-кодов. Этот вид оплаты становится все популярнее в азиатских странах, и его использование позволит туристической фирме стать более интересной для клиентов из Азии и в частности — Китая.
TRN: А как работают платежи с помощью QR-кодов?
А.Л.: Механика следующая: продавец услуг или товаров генерирует QR-коды для каждого товара, а клиент во время совершения покупки сканирует код с помощью любого специализированного приложения в смартфоне и переходит на платежную онлайн-форму, к которой уже привязана пластиковая карта. Получается, что ни физическая пластиковая карта, ни наличные не участвуют в процессе покупки. В России эта система пока не так распространена, но туристическим фирмам стоит задуматься о поддержке QR-платежей через эквайринговый сервис.
TRN: Дайте, пожалуйста, рекомендации: что лучше подключать туристическому бизнесу, на что стоит обратить внимание?
А.Л.: Рекомендации простые. Во-первых, необходимо принять для себя решение о том, какое кассовое оборудование подходит по цене и качеству.
Второе решение — нужен ли прием банковских карт.
В-третьих, нужно выбрать банк-эквайер, который лучше всего подходит компании.
По всем этим вопросам проконсультирует PSP-компания, которая будет осуществлять подключение к эквайрингу.
Последние новости