6 апреля в Общественной палате РФ прошел Первый национальный конгресс путешественников и авиапассажиров. Организаторами Конгресса, при поддержке Общественной Палаты Российской Федерации, выступили Общественный совет при Федеральном агентстве по туризму, Российская национальная ассоциация авиапассажиров и Всероссийское объединение туристов. Генеральным информационным партнером Конгресса выступил Издательский холдинг «Аргументы и Факты».
Целью мероприятия стало формирование национальной стратегической концепции взаимодействия потребителей авиационных и туристских услуг с представителями отраслевого бизнеса и государственными регуляторами для удовлетворения актуальных общественных запросов.
Тенденция сегодняшнего дня: в России растет туризм
Олег Сафонов, глава Федерального агентства по туризму (Ростуризм), отметил тенденцию роста туризма в России: «Внутренний турпоток только за последние 4 года вырос на 75 процентов. Въезд иностранных граждан за последние 15 лет увеличился более чем на 100 процентов. И если сравнивать ситуацию с началом 2000-х годов, тожители России вдвое чаще стали выезжать на отдых за рубеж, что спровоцировало закономерный рост спроса на авиаперевозки. Подавляющая часть реализуемых турпродуктов базируется на перелетах». Руководитель ведомства подчеркнул неразрывную связь туризма и авиационной отрасли: в2017 году был зафиксирован рекордный показатель объема авиаперевозок в стране — более 105 млн человек, тем самым произошел рост авиаперевозок на 18 процентов по сравнению с результатами 2016 года. «Как следствие, мы видим активное развитие сети авиамаршрутов. Это является серьезным фактором, благоприятствующим реализации установки президента России относительно становления России в качестве ключевого логистического и транспортного узла планеты», — сказал Олег Сафонов.
«Туризм — это уже не просто отрасль, это индустрия гостеприимства, — напомнил Олег Сафонов.-Важно, что это приводит к развитию малого и среднего бизнеса в регионах, повышению доходов бюджетов всех уровней. Но не менее важно, что туризм — это и мощнейшая часть идеологии. Как вы помните, наш президент сказал, что для нас идеологией является патриотизм, но нельзя любить, уважать и знать свою страну, если человек не посещал ее уголки. А это невозможно сделать, не используя возможности авиационного транспорта». В этой связи глава Ростуризма отметил важность совместной работы с коллегами из транспортной отрасли. Олег Сафонов поздравил авиационную отрасль с 95-летием гражданской авиации — эта дата отмечается в 2018 году, пожелав дальнейшего процветания и успехов в профессиональной деятельности и выразив надежду, что полеты в регионы страны будут все более массовыми. Как отметил глава Ростуризма, уже сейчас принимаются активные меры для роста количества направлений внутри страны, в том числе в Крым: в предстоящем летнем сезоне число направлений доведено до 67, в том числе это и увеличение турпотока в Крым в этом году. «Мы считаем, что это увеличение будет, и будет значительным. Это связано и с предстоящим открытием автомобильного моста в Крым», — заметил Олег Сафонов.
«Наша задача, чтобы каждый турист пользовался услугами воздушного транспорта, а транспорт должен отвечать требованиям качества и комфорта», — заметил, со своей стороны, Александр Нерадько, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта. Эксперт напомнил, что в 1990 году в России авиатранспорт перевез 94,3 млн человек, и это была рекордная цифра, но потом начался спад, цифра снизилась до величины 21,5 млн человек. «Однако с 2000 года началось возрождение гражданской авиации. А в 2017 году мы перевезли 105 млн человек. При этом в2017 году услугами российских аэропортов воспользовались, с учетом иностранных рейсов, более 186 млн человек».
Как поддержать развитие туризма в России?
Из тех 105 млнпассажиров, которых перевезла Росавиация в прошлом году, 30–35 процентов были туристы. Можно ли увеличить эту цифру? С точки зрения использования авиатранспорта, замечает Александр Нерадько, для этого нужно развивать региональную авиацию и аэропорты: «Важно, чтобы более половины рейсов выполнялись напрямую, минуя Москву. Самая большая проблема — отсутствие региональных самолетов». Нерадько рассказал, что российская авиапромышленность практически прекратила выпуск самолетов. В частности, сейчас под Екатеринбургом начали производить Ил-410, но пока этого мало, подчеркнул спикер. Пока Россия продолжает приобретать самолеты за рубежом. Олег Сафонов также заметил, что сейчас крупнейшим хабом у нас является Москва, а нужно создавать такие хабы — крупные транспортные узлы — и в других городах России.
А самое главное, подчеркнул глава Ростуризма, — нужны меры по повышению конкурентоспособности нашего туризма. Олег Сафонов привел в пример Турцию, которая активно увеличивает въездной турпоток. Работают субсидии, за каждый самолет, чартер, который прилетает в Турцию, не так давно платили 6 тысяч долларов, сейчас это субсидия в 9 тысяч долларов. 120 млн долларов Турция ежегодно тратит на рекламу туризма, а за каждого круизного туриста Турция платит туроператору 40 долларов, привел цифры глава Ростуризма. «Поэтому туризм в Турции так активно развивается. На туризме Турция зарабатывает 38–40 млрд долларов ежегодно! А мы дискутируем о поддержке в 700 млн рублей, и это предложение пока не утверждено. Но это важно делать. Мы находимся в высококонкурентной мировой среде. За нашего туриста борются, он выгодный. Турист из России любит отдыхать и тратить деньги».
А еще, считает Олег Сафонов, нужно переориентировать туристов на путешествия внутри страны, но без поддержки это будет все сложнее делать.
«Только 7 регионов России начали делать хотькакие-то программы по продвижению внутреннего туризма, — посетовал, со своей стороны, Руслан Новиков, генеральный директор ИД „Аргументы и Факты“. — Это Алтай, Краснодарский край, Воронежская и Владимирская область, Иркутская область… Кубань пошла в гастротуризм, в экотуризм. При этом Аляска выделяет 50–70 млн долларов в год на привлечение туристов. И привлекает к себе гораздо больше нашей Камчатки. Аляска получает от туризма более 3,5 млрд долларов. И это не инфраструктурный туризм, а экотуризм, не требующий большого развития инфраструктуры. И нам это тоже можно было бы использовать, у нас огромные ресурсы по экотуризму».
Идея субсидировать развитие туризма поддержал и Сергей Марков, председатель Общественного совета при Ростуризме. Он заметил, что сейчас цены и конкуренция являются главным инструментом развития в сфере туризма. Но если в Сочи, Москве, Санкт-Петербурге создана хорошая конкурентная среда, то в других городах страны это не так развито. «Росавиация должна тоже содействовать созданию конкурентной среды в каждом из устойчивых направлений», — отмели Марков. При этом глава Общественного совета при Ростуризме предложил такую модель использования субсидий: сначала за счет субсидий запустить и раскрутить конкурентную модель, а дальше регион уже сможет самостоятельно развивать туризм.
Игорь Фомин, член Совета Федерации РФ, соглашается с механизмом субсидий:«Сейчас субсидии от государства пока составляют менее 1 процента. Механизм хороший, но нужно расширять его. В следующем году российские туроператоры впервые получат поддержку в виде субсидий. Речь идет о сумме в 1 млрд рублей». Сенатор также заметил, что поддерживает все меры по снижению налогов.
Участники форума также сошлись во мнении, что стоит поддерживать определенные категории населения, чтобы давать гражданам возможность больше путешествий. Например, Владислав Гриб, председатель Оргкомитета Конгресса, председатель Комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Общественной Палаты РФ, беспокоится, что молодежь мало путешествует: «Нужно, возможно, вместе с Минобразования решать этот вопрос. Может быть, ввести льготные путевки. Молодежь должна учить историю и свою страну не по учебникам, а бывая в наших городах: Алтай, Байкал, наши города». Владислав Гриб также предложил, например, создать некую ассоциацию хостелов, чтобы школьникам давали скидки на проживание и тем самым молодых людей мотивировали путешествовать по России. Кстати, заметил Вячеслав Гриб, «инфраструктура — это те мелочи, которые могут испортить всю картинку»: киентоориентированность наших мест размещения, сфера питания пока плохо развиты. «Для нас экзаменом в этом году станет Чемпионат мира по футболу», — считает спикер. — А пока в Москве не хватает хостелов, недорогих отелей, в кафе нерасторопны, в аэропортах большая семья преодолевает препятствия словно морская пехота».
Николай Ивановский, председатель Общественного совета при Росавиации, согласился с коллегой, поддержавидею субсидирования и развития молодежного и палаточного туризма: «Молодежный туризм будет скоро самый востребованный и недорогой. Мы, авиаторы, тоже примем в этом участие. Есть предложение наметить совместные шаги, чтобы наш внутренний туризм развивался, и быстрыми темпами».
В России может появиться должность омбудсмена по защите прав туристов
Дмитрий Давыденко, председатель Всероссийского объединения туристов, заместитель председателя Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму, предложил внести поправки в законодательство и в вопросе угрозы безопасности. Эксперт напомнил, что заявление МИД или Роспотребнадзора автоматически является основанием для объявления существующей угрозы безопасности. Но это не всегда удобно для потребителей, туристов. В прошлом году, напомнил Дмитрий Давыденко, была проблема — объявление угрозы безопасности в Турции, Роспотребнадзор и Ростуризм не рекомендовал туда лететь. Потом все разрешилось, туристы снова поехали в Турцию Однако пока у нас «место пребывания гражданина» — это весь курорт. Надо внести изменения, предлагает Давыденко, чтобы местом пребывания туриста считался и отель. «То есть если суд установил факт нарушения прав туриста в конкретной гостинице, то почему Ростуризм, Роспотребнадзор не может объявить угрозу безопасности в этом конкретном отеле? Это предложение направлено на защиту прав туристов от конкретных нарушений, чтобы не создавались проблемы туристам и туристическому бизнесу в конкретной стране. Если два конкретных отеля плохо себя ведут, то можно запретить поездки в эти отели, а не во всю Турцию», — предлагает Дмитрий Давыденко.
Игорь Фомин рассказал, со своей стороны, что есть и другие законодательные идеи для развития туризма в России. В ближайшее время, заверил Игорь Фомин, будет одобрен закон, который введет невозвратные цены в железнодорожном транспорте. «Мы подготовили также законопроект, который бы вводил изменения в авиационные правила. Ждем по нему положительное заключение правительства. Идет дискуссия о правах пассажиров, например, об уровне ответственности перевозчика перед авиапассажиром, в частности, за задержку рейса. Сейчас это 25 рублей за час, это не вполне адекватная на сегодня мера», — рассказал Игорь Фомин. Также спикер заметил, что пора законодательно менять и взаимодействие между туроператорами и авиаперевозчиками: в частности, необязательно каждый раз для разруливания проблем привлекать чиновников, бизнес тоже должен включиться в эту работу.
На Конгрессе активно обсуждались и другие изменения в законодательстве, которые уже жизненно необходимы туристической отрасли России. В частности, идея ввести в России должность омбудсмена по защите прав туристов. Глава Ростуризма Олег Сафонов согласился, что это предложение обсуждалась еще несколько лет назад и оно актуально: «Мы эту идею поддерживаем, это было бы действенным механизмом по защите прав туристов и в нашей стране, и за рубежом».
Дмитрий Давыденко тоже поддержал это предложение, считая, что в России давно нужен омбудсмен в туризме и авиации: «В любой крупной стране Европы, которая развивает у себя туризм, такой институт есть. Омбудсмен, а при нем еще несколько аккредитованных компаний, которые занимаются разбирательствами споров между потребителями и представителями туристического бизнеса, инекое подобие третейского суда. Наличие подобных механизмов позволяет, во-первых, сильно разгрузит суды, а во-вторых, снизит время, которое тратят туристы и пассажиры на защиту своих прав. Это также существенно снижает расходы, которые тратит страна. Можно попробовать, как это будет работать у нас».
Читайте также
Последние новости